>> В Волгоградской ТПП прошли переговоры с делегацией из Китая

>> Покупка акций российских нефтегазовых компаний была ошибкой, признал управляющий BlackRock

>> При строительстве стадиона "Зенита" пропали 3,8 млрд рублей бюджетных денег

За полвека объем мирового рынка цветов вырос с $3 мрлд до $40 млрд

В маленьком поселке неподалеку от Уфы посреди заснеженных полей раскинулись калоритные оранжереи. Тут, на площади 1500 кв. м, выращивает цветки, гиацинты, хризантемы и рассаду для озеленения улиц бизнесменка Лариса Китова. В поселке до сих пор нет газа, и теплицы отапливаются по старинке, дровяной печью. «На улице минус 40, а в теплице — плюс 10. Поддерживать постоянную температуру трудно. Люди дежурят у печки даже ночкой», — сетует Китова на трудности бизнеса.

Цветами бизнесменка увлеклась в детстве, когда помогала родителям на садовом участке. В 2004 году открыла свою компанию «Фабрика цветов Ларисы Китовой». Китова не только выращивает, но и реализует растения в 2-ух собственных магазинах. У нее в ассортименте есть и ввезенная цветочная продукция, но своя совершенно точно свежее и натуральнее. «Голландские цветочки похожи на голландские помидоры — такие же прекрасные и калоритные, но напрочь лишены естественного запаха», — разъясняет Лариса.

Естественно, цветочки в отличие от помидоров мы не едим, и они не вредят нашему здоровью. Но, так либо по другому, сегодняшний потребитель уже не готов растрачивать средства на букет не первой свежести. «Цветочки к Восьмому марта в Голландии начинают срезать еще в январе. Даже прошедшие обработку, они иногда попадают на прилавок с уже желтеющими листиками», — гласит Китова.

Виват местным!

По данным исследовательской компании Global Reach Consulting (GRC), толика русской продукции на российском рынке мала, но в последние годы равномерно возрастает. В 2007 году ввезенным производителям принадлежало 90% рынка, а в 2011 году этот показатель составил уже 82%. Аналитики компании считают, что в наиблежайшие годы толика российскей продукции в структуре рынка срезанных цветов будет медлительно расти.

Этот тренд соответствует мировому. К примеру, в Англии, где на данный момент всего 10% продукции цветочных магазинов выращивается в английских теплицах, покупатели все почаще интересуются местными, сезонными цветами, констатирует Джен Ллойд, генеральный директор английского плодоовощного рынка New Covent Garden. А спец по растениям и создатель книжек о цветах, американка Эми Стюарт отмечает: в Калифорнии многие крестьяне диверсифицируют хозяйства, отдавая все больше угодий под выкармливание местных видов, которые тут же и продают. В собственной книжке «Цветочки. Секретно» (Flowers. Confidential) Стюарт пишет: «Тяжело восторгаться розой из далеких государств, когда знаешь, что этот цветок опускал в чан с химикатами человек в особом защитном костюмчике».

На русском рынке очевидно наметилось смещение вкуса в сторону натуральности и свежести растений. Клиенты с каждым годом все больше ценят необработанные химикатами, свежесрезанные цветочки, констатирует Владимир Панин, гендиректор компании «Белоснежная дача. Цветочки». Его компания выращивает и реализует цветки, гиацинты, шпажники и хризантемы. «Мы поставляем цветочки через 1-2 денька, а то и всего четыре часа спустя после срезки. Сетевые магазины забирают у нас 50% объема», — ведает он.

Всегда найдутся клиенты, которые будут брать большие и калоритные завезенные из других стран розы, тем более что в Рф вообщем обожают огромные размеры, гласит Владимир Устинов, директор веб-магазина «101 роза» в Саратове. У него есть завезенные из других стран сорта, но акцент в ассортименте делается на русских розах.

Опасности в цветочном бизнесе высоки, списывается обычно до 6-10% испорченной продукции, ведает Устинов. Завезенные из других стран цветочки пересекают океан, сложенные в коробки. А русские везут из-под Санкт-Петербурга. Их не обрабатывают химикатами и транспортируют обыденным методом в воде. Розы прибывают в Саратов совсем свежайшими, и средний клиент почаще всего выбирает конкретно их, ведает Устинов.

Естественно, русская роза дешевле. К примеру, букет из 15 российских роз в магазине Устинова стоит 1590 рублей, а букет привезенных из других стран — 1650 рублей. «Но многие покупатели обращают также внимание на их свежесть и запах, который они излучают», — делится своими наблюдениями директор магазина.

Цветочки всюду

Вослед за западными странами букеты в Рф из атрибута праздничка все больше преобразуются в предмет каждодневного обихода. Владимир Панин из компании «Белоснежная дача. Цветочки» отмечает рост энтузиазма потребителя не только к свеже-срезанным цветам, но и горшечным растениям. «В 2012 году реализации нашей горшечной продукции выросли в 10 раз», — утверждает он.

В Рф зарождается тренд экоофисов, неотъемлемой частью которых являются композиции из новых цветов, ведает Станислав Мишуткин, управляющий директор компании «AMF — интернациональная сеть доставки цветов». «Цветочные композиции занимают на данный момент 30-40% от общего числа доставок. Толика заказов для дизайна кабинетов либо интерьеров повсевременно возрастает», — констатирует он. По воззрению Мишуткина, через 3-5 лет эта ниша значительно вырастет.

«Компании заказывают у нас свежайшие букеты для дизайна стойки админа либо переговорных раз в семь дней. Более большие компании — два раза в неделю», — ведает Наталья Корнеева, арт-директор флористической мастерской «Н.А.Т». По ее словам, на оформление почаще идут белоснежные цветочки. Наименьшим фуррором пользуются голубые композиции: они претенциозны и изредка вписываются в интерьер, замечает она.

Из живых цветов сейчас делают даже игрушки. «Клиенты нередко заказывают нам фигуры медведей. Мы изготавливаем их из белоснежных и желтоватых хризантем. Цветочки не красим, из пластика делаем только глаза и когти», — ведает Алексей Дьяконов, менеджер флористической студии «Цветочная империя». По его словам, средняя стоимость такового медведя составляет 3700 рублей. Пик продаж приходится на период с 14 февраля по 8 марта.

Рост спроса на цветочки закономерно приводит и к росту продаж. По расчетам GRC, объем русского рынка срезанных цветов в натуральном выражении в 2011 году составил 1,4 млн штук (без учета сероватого импорта), что на 3,6% выше аналогичного показателя 2010 года. В посткризисном 2009-м рынок срезанных цветов показал необычный рост — 29,3%. В стоимостном выражении рынок дает рекордные характеристики: в 2011 году он вырос на 24,9%, достигнув $4 миллиардов.

Поставщики против

Опрос, проведенный порталом Superjob.ru, показал, что россияне больше всего обожают розы — 35% дам и 15% парней. Но роза конкретно тот цветок, который нельзя растить в Рф в больших масштабах, замечает Владимир Панин. «Розы можно разводить только на юге Рф. В других районах климат для этого капризного цветка очень жесток, что очень удорожает его выкармливание и, соответственно, себестоимость», — гласит он. По данным GRC, в 2011 году в Россию было импортировано 479,3 млн роз, 207 млн гвоздик, 221,1 млн хризантем. Розы составили 41,3% всего объема импорта цветов.

Тенденция на покупку местных цветов в Рф все же только зарождается, она еще в самом зачатке, молвят специалисты. Русский потребитель направляет больше внимания не на страну происхождения, а на стоимость и наружный вид продукта, и здесь очевидно выигрывают завезенные из других стран растения, ведает Анна Бердышева, ведущий аналитик GRC. Она подчеркивает, что масштабы производства Эквадора и Голландии настолько значительны, а себестоимость растений настолько мала, что даже транспортировка не очень удорожает их продукцию по сопоставлению с русской. А долголетний опыт выкармливания и селекции цветов позволяет этим странам получать уникальные виды, которые наши производители еще не освоили, добавляет эксперт.

Ругают русскую цветочную продукцию и большие поставщики. По словам Оксаны Кокоревой, начальника отдела продаж срезанных цветов компании «7 цветов», в общем объеме поставок компании русские цветочки занимают всего 5%. Может быть, их и не обрабатывают химикатами. Но они стремительно увядают, т. к. производители не соблюдают технологий выкармливания и транспортировки, гласит Кокорева. Не считая того, российские комбинаты предлагают мелкие партии — не более 3000 штук за один раз. В то время как большому поставщику требуются 100 000 цветов сходу.

Многие русские производители сберегают не только на технологии выкармливания растений, но также на обученных управленческих кадрах. Им обыденно не хватает опыта. Ситуация уже начала изменяться в наилучшую сторону, но пока очень медлительно, добавляет Станислав Мишуткин из «AMF — интернациональная сеть доставки цветов».

Работа над ошибками

«В СССР цветочной промышленности как такой не было. Специализированных хозяйств в этой области не создавалось. Отсюда отсутствие опыта и ошибки», — размышляет Владимир Панин. Еще два года вспять компания «Белоснежная дача. Цветочки» находилась на стадии банкротства и ликвидации. «Я сделал новейшую модель насыщенного производства и только в этом году вложил 20 млн рублей в развитие и новые технологии», — ведает Панин. Сейчас теплицы сверху закрыты энергосберегающими экранами, которые сберегают тепло. Для посадки употребляются пикировочные машины, заменяющие труд 70 человек. Компания закупила спец транспорт для цветов и планирует высаживать цветки не на грунте, а на воде, что просит меньше тепла. Как итог, оборот бизнеса на данный момент составляет 270 млн в год. Рентабельность в 2012-м выросла до 19% и, по прогнозам Панина, возрастет до 25-28% в 2013 году. В этом году компания планирует вырастить 4,5 млн цветков, а в 2014-м — уже 10 млн.

Если русские предприниматели будут соблюдать технологии выкармливания цветов на уровне ведущих глобальных производителей и продавать продукт соответственного свойства, то большие поставщики с наслаждением будут закупать у их цветочки, гласит на это Станислав Мишуткин из «AMF — интернациональная сеть доставки цветов». Ведь тогда значительно снизятся расходы на логистику, а как следует, и стоимость растений для конечного потребителя.

«Если на нашем рынке станет больше русских цветов и они будут стоить дешевле привезенных из других стран, флористы будут брать их для композиций. Да и потребители порадуются их природной свежести и запаху», — заключает Наталья Конеева из мастерской «Н.А.Т».

Эта публикация базирована на статье «В борьбе за свежесть» из приложения «Как издержать» газеты «Ведомости» от 15.04.2013, № 65



Utaivaet.ru © Промышленнοсть, нοвοе произвοдствο, проблемы в эκонοмике.