Компании Apple придется внести конфигурации в правила гарантийного обслуживания в Китае либо «по-закону столкнуться с суровыми последствиями», предупредило в четверг государственное управление контроля за качеством КНР. Ультиматум стал итогом двухнедельной кампании направленной против производителя iPhone и iPad в китайских СМИ.
Кампания началась 15 марта во Глобальный денек защиты прав потребителей, когда по Китайскому центральному телевидению (CCTV) прошел репортаж о том, что Apple относится к своим китайским клиентам ужаснее, чем к западным. Apple «практикует двойные эталоны гарантийного обслуживания, в частности, при выполнении ремонтных услуг и при обмене собственной продукции», процитировала передачу газета «Жэньминь жибао».
Обвинение основывалось на том, что при жалобах на качество девайсов в КНР сервисные центры Apple не выдают стопроцентно новый аппарат, а оставляют старенькую заднюю панель. Это позволяет уменьшить гарантийные обязательства компании, так как замененный таким образом телефон не может быть признан подменой, а означает срок гарантийного обслуживания не продлевается на год, как должен был бы. В других странах, говорят китайские журналисты, такового не происходит.
Скоро выяснилось, что телеканал просил знаменитостей специально высказываться против Apple в соц сетях, чтоб поддержать шоу. Это вызвало волну обвинений уже в адресок самого телеканала.
«Мы едим пережаренное масло, нормально! Мы пьем ядовитое сухое молоко, нормально! Мы пьем воду, в которой плавали дохлые свиньи, нормально! Но то, что иноземцам подменяют заднюю панель iPhone, а нам нет — это ненормально, это еще важнее, чем неважно какая другая неувязка», — говорится в одном из комментариев, его приводит Financial Times.
В ответ на выпад телеканала Apple расположила на официальном интернет-веб-сайте изложение правил гарантийного обслуживания на китайском. В то же время, германский автоконцерн Фольксваген, также подвергшийся критике в передаче 15 марта, сходу отозвал более 380 тыс. автомобилей, так как, как утверждали репортеры, у их трудности с коробкой передач.
Возможно, этот контраст реакций компаний привел в ярость китайские власти.
В «Жэньминь жибао» вышел ряд первополосных материалов, в которых Apple называлась «неописуемо надменной», «бесчестной» и «скупой». «Возможно источник трудности — западное чувство приемущества», — говорится в редакционной статье, цитата по FT.
Китай — 2-ой по величине рынок сбыта для Apple после США, заявлял глава компании Тим Кук в январе в ходе второго за 10 месяцев визита в Пекин. По его словам, в будущем Apple лицезреет Китай рынком номер один. Китайские реализации Apple в четвертом квартале 2012 года составили $7,3 миллиардов.
Apple — не единственная компания из США, имеющая трудности в Китае. Две недели вспять Китай заподозрил корпорацию Coca-Cola в шпионаже, утверждая, что логисты местных заводов могли собирать картографические данные о засекреченных объектах. В начале марта исследовательский центр при правительстве Китая опубликовал доклад, говоривший, что китайские производители телефонов очень зависят от Гугл Android. В ответ на это власти пообещали ввести жесткие требования к производителям телефонов, в том числе привлечь их к мониторингу онлайн активности.
Скандалы на почве защиты потребителей в Китае всераспространены, возможно, потому обвинения в отношении Apple воспринимаются популяцией без особых чувств.
«Думаю, что у этой кампании (против Apple — Газета.Ru) есть сокрытые мотивы, — гласит узнаваемый китайский блогер Ши Бэйчень. — Во всяком случае, большая часть серверов Apple находится не в Китае, потому китайскому правительству не получится к ним применить свою обыденную меру — введение цензуры».
Аналитики лицезреют в этой кампании желание правительства КНР защитить местных производителей — Lenovo, Huawei и ZTE.
Создатель: Екатерина Мереминская