<



>> Hyundai и Kia отзывают почти два миллиона автомобилей

>> УФАС удовлетворило жалобу Навального о нарушениях "Оренбургоблгаза"

>> В пяти районах Кубани пройдет неделя финансовой грамотности

Минфин готовит уничтожение платежных терминалов всей страны

Специалисты и участники рынка колеблются, что банки способны обеспечить такую же широту охвата услугами, как независящие платежные системы, и предсказывают расцвет «сероватых» схем по «крышеванию» терминалов банками, а также подорожание услуг для населения.

Уточненный план мероприятий по мобилизации доходов экономной системы, о котором «Финмаркет» уже докладывал, ушел в аппарат правительства за подписью замминистра денег Сергея Шаталова 19 марта.

В нем есть довольно абстрактный по форме пункт о «совершенствовании порядка и критерий внедрения контрольно-кассовой техники в платежных терминалах и банкоматах».

Как поведал «Финмаркету» бюрократ, знакомый с первоначальными предложениями Минфина на этот счет, речь шла о полном запрете на внедрение платежных терминалов, не включенных в банковскую систему, то есть не обеспечивающих прямое зачисление внесенных валютных средств на банковские счета.

В Минфине отказались отвечать на запрос «Финмаркета», дискуссируется ли еще возможность запрета на работу терминалов, сказав, что никаких определенных решений пока не принято.

Обладатели терминалов лицезреют в идее рвение переделить рынок в пользу банков, контроль над которыми на порядок выше, чем над независящими платежными системами.

«Боюсь, для населения последствия будут грустными. Большой вопрос, сумеют ли банки обеспечить такую же широту присутствия. Одно дело ставить терминалы в Москве либо Петербурге, а другое дело — в Урюпинске либо Кинешме. В любом случае, чем меньше конкуренции, тем ужаснее для клиентов», — гласит представитель рынка небанковских терминалов, просивший себя не именовать.

Необходимость вступать во взаимодействие с банками осложнит жизнь системам терминалов и сделает их услуги дороже. Но небанковский терминальный рынок, естественно же, не умрет, убеждены бизнесмены.

«Это приведет к развитию “сероватых” схем, которые уже употребляются. Банки займутся услугами крышевания небанковских терминалов, — гласит другой участник рынка. — Некие банки, не смущаясь, предлагают обладателям терминальных сетей формально поставить их на учет. При этом реально все остается по-прежнему, только никто не придет с проверкой. Де-факто не достаточно что поменяется, не считая затратных расходов, что снова ляжет на клиента».

В Государственной ассоциации участников электрической торговли (НАУЭТ) убеждены, что терминалы и так будут равномерно терять свои позиции по мере развития веба и банковских услуг. Обладатели терминального бизнеса уже равномерно переориентируются в сторону развития электрических платежных систем. Быстрее всего, после того, как совсем заработает закон «О государственной платежной системе», процесс ухода терминалов с рынка мгновенных платежей воспримет необратимый нрав.

Основная причина отказа людей воспользоваться услугами платежных терминалов — недоверие. Это следует из проведенного еще в 2011 году опроса ВЦИОМ. Об этом заявили 25% опрошенных (можно было указать несколько вариантов).

На втором месте — отсутствие терминалов вблизи: 16%.

Высочайшая комиссия возмущала только 11% опрошенных.

По данным компании J'son & Partners Consulting, объем рынка электрических платежей в 2012 году в Рф составил 1,8 трлн руб., что на 24% больше показателя предшествующего года.

Из их через платежные терминалы прошло 915 миллиардов руб. (рост по сопоставлению с 2011 годом — 7%).

Если в 2011 году на терминалы приходилось 59% рынка электрических платежей, то в 2012 — 51%. В J&P считают, что к 2017 году эта толика снизится до 30%.

Объем рынка небанковских платежных терминалов рос еще медлительнее — на 4,5% за год. Но на него пока приходится 83% всего оборота средств через терминалы (762 миллиардов руб.).

При этом 80% рынка принадлежит всего трем наикрупнейшим терминальным сетям — Qiwi, CyberPlat и ElecsNet.

В 2012 году в Рф работало 228 000 небанковских и 54 700 банковских платежных терминалов.

Средняя комиссия на рынке небанковских платежных терминалов повсевременно возрастает с 2008 года и в 2012 составила 6,3%. По прогнозам J&P, к 2017 году она снизится до 6%.

У банковских терминалов средний размер комиссии составлял в прошедшем году 5,1% и через четыре года составит около 4,9%.

Роман Кенигсберг, заместитель директора департамента банковского аудита компании ФБК

«Я пока не верю, что воспретят деятельность, которая уже подверглась госрегулированию. Речь идет всего только о проекте, и нужно оценить его реализуемость.

Если запрет все-таки будет введен, то или рынок небанковских платежных терминалов вымрет, или, что более возможно, он уйдет под банки. Это принудит их или самим обрести банковскую лицензию, как некое время вспять поступила платежная система Qiwi (в 2010 году был зарегистрирован Qiwi Bank — “Финмаркет”), или формально уйти под какие-то банковские лицензии, по факту продолжая существовать без помощи других.

Таковой выбор уже был перед обладателями небанковских терминалов года четыре вспять, когда терминалы обязали иметь кассовое устройство или банковскую лицензию. Многие терминалы ушли под банки: формально либо практически.

Есть исследования независящих консультантов, которые демонстрируют, что в 2012 году объем рынка расчетов через терминалы достигнул практически 1 трлн руб. (еще практически столько же составили дистанционные платежи через веб, мобильные телефоны и т.д. — “Финмаркет”). Выше 80% этих платежей приходится на небанковские терминалы.

Платежи, которые осуществляются через банковские терминалы, находятся под надзором Банка Рф. Держать под контролем платежи, осуществляемые через небанковские терминалы, государству труднее.

Терминальный рынок, с моей точки зрения, достигнул собственного пика. Далее на нем будет обострение конкуренции, может быть понижение комиссий. Предлагаемые Минфином конфигурации ускорят переток бизнеса в банковские платежные терминалы и банкоматы.

Темпы прироста объемов платежей через банковские терминалы уже превосходят рост бизнеса небанковских терминальных систем. Если запрет введен не будет, то небанковские платежные системы продолжат рост, но это будет, быстрее, инерционный рост. Такового роста, как было три-четыре года вспять, наверняка, уже не будет».

Виктор Достов, председатель совета ассоциации «Электрические средства»

«Запрет Минфина приведет к тому, что внебанковские терминалы просто пропасть. Я знаю только о планах Минфина обязать всех иметь кассовые аппараты, которые бы сбрасывали в режиме онлайн всю информацию о платежах (“Финмаркет” писал об этом). Это касается и платежных терминалов. Ведь на данный момент контрольно-кассовая техника в терминалах формально такая же, как и в других кассовых аппаратах.

От установки контрольно-кассовых машин (ККМ) освобождены только банковские платежные терминалы. Но вокруг установки ККМ на их повсевременно идет борьба: либо мы банкам стопроцентно доверяем, тогда им не нужно ККМ, либо их нужно ставить всюду, где совершаются финансово важные операции, в том числе и в операционных кассах банков.

Считается, что деятельность сетей небанковских платежных терминалов наименее контролируется, чем банков. По этой логике давайте магазины, которые могут уходить от налогов, включим в банковскую систему. Необходимо гласить о мотивированной эффективности контроля, а не об институциональной».

Евгений Царев, независящий эксперт рынка электрических платежей

«По нашему законодательству платежные терминалы являются банковскими платежными агентами. Это могут быть личные предприниматели либо хоть какое юридическое лицо без банковской лицензии. Они выступают в роли посредников меж банками и популяцией. На теоретическом уровне, законодательство допускает, чтоб такими же независящими могут быть обладатели банкоматов. Но этой возможностью у нас никто не пользуется.

Предложение Минфина звучит жутко. Но быстрее всего они будут добиваться, чтоб все терминалы принадлежали платежным системам, которых у нас более 2-ух 10-ов.

Тем более, популярность платежных терминалов падает. Вырастает возможность других методов оплаты: через веб, через мобильный телефон. Терминал, который берет комиссию, становится не необходимым.

Обладатели терминалов начинают поменять бизнес-модели, все почаще используя терминалы для оплаты услуг в компаниях, которые не желают иметь свою кассу: к примеру, фитнес-центры, центры техосмотра. То есть терминалы из инструментов широкого профиля становятся спец.

До принятия в 2009 году закона “О принятии платежей физических лиц платежными агентами” рынок был стихийным. Пришествие на их началось с того, что их обязали иметь контракт с банками. Потом их обязали иметь ККМ. Самый массивные конфигурации в их жизнь занес закон “О государственной платежной системе”.

Борис Ким, член совета директоров Группы QIWI

“Старенькые редакции предложений комментировать, наверняка, не имеет смысла, а вот новенькая редакция быстрее всего связана с другим законопроектом, приготовленном Минфином.

Мы поддерживаем этот законопроект, и еще во время принятия закона 103-ФЗ („О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами“) выступали за фискализацию не терминалов (конечных устройств), а процессинга платежной системы. В этом случае можно организовать online передачу данных в ФНС. Таковой подход позволит повысить прозрачность операций с наличными для контролирующих органов, с одной стороны, а с другой — понизить расходы бизнесменов на установку, сервис и регистрацию ККТ”.



Utaivaet.ru © Прοмышленность, новое прοизводство, прοблемы в экономиκе.