>> Греческий Piraeus Bank станет вторым в стране после покупки 312 греческих отделений кипрских банков

>> Зарплаты и цены до 1917 года

>> Мали просит "Рособоронэкспорт" о поставках вертолетов, самолетов и бронетранспортеров

Гражданскую авиацию в Казахстане ждут нелегкие времена

Будет сотворен единый оператор, управляющая компания, который консолидирует все муниципальные аэропорты с тем, чтоб значительно повысить качество услуг.

В действующее законодательство планируется внести более 40 поправок, большая часть которых коснется процессов сертификации и неизменного надзора за безопасностью полетов. Также на базе интернационального опыта будет разработана государственная программка безопасности полетов.

Модернизация как она есть

Глава Минтранскома Аскар Жумагалиев пообещал, что к 2016 году ожидается, что все 18 аэропортов будут соответствовать категориям ИКАО, пропускная способность аэропортов Астаны и Алматы к 2017 году повысится в 2 раза, каждогодний рост пассажиропотока составит не наименее чем 10%.

Так, по состоянию на 2009 год в Казахстане существовал 21 действующий аэропорт. К интернациональным полетам были допущены 15 из их, при этом девять получили категории ИКАО. К 2010 году Минтранском планировал прирастить количество сертифицированных ИКАО аэропортов до 10.

При этом, основной неувязкой всех без исключения казахстанских аэропортов и тогда, и на данный момент является монополизм в предоставлении услуг наземного и аэровокзального обслуживания, а также заправки топливом. При этом ставки сборов и тарифов аэропортов практически всегда не соответствуют качеству предоставляемых услуг. Так, в 2008 году средняя стоимость обслуживания «Боинга-757» в аэропортах Казахстана достигала 400 тыс. тенге. Для сопоставления: в Рф она не превосходила 200 тыс. тенге, в Узбекистане — 157 тыс. тенге.

За 5 лет не достаточно что поменялось. Казахстанские аэропорты так и остались со старенькым оборудованием, которое уже издавна отслужило собственный срок.

Кое-что уже делается. Так, сегодняшней зимой закончился 2-ой шаг реконструкции интернационального аэропорта Актау, что позволит принимать тут все воздушные суда вне зависимости от их модификаций и габаритов.

До конца 2013 года планируется окончить реконструкцию взлетной полосы в Талдыкоргане.

Что касается других аэропортов, то работа только начинается. В числе воздушных гаваней, которые только ожидают модернизации, Тараз, Костанай, Семей, Петропавловск. По инфы Минтранскома, по ним разработаны ТЭО, в этом году планируется создать ПСД.

Но часто речь идет только о модернизации взлетно-посадочных полос. До инфраструктуры у Минтранскома руки пока не доходят.

Создание управляющей компании – одного оператора – и есть признание того, что Минтранском со собственной задачей не совладал, и поэтому ответственность за модернизацию аэропортов возьмет на себя оператор.

Всего-то!

А всего-то, по признанию А.Жумагалиева, необходимо не считая модернизации ВПП, повысить качество предоставляемых услуг, прирастить пропускную способность терминалов, частоту рейсов, убрать недостаток и высшую цена российского авиатоплива.

Так, в вопросе роста пропускной возможности терминалов не все так просто. К примеру, личный аэропорт Алматы в свое время погряз в скандале по строительству второго терминала. Тогда управление аэропорта на эти цели получило кредит от голландского банка, а позже, просрочив платежи, оказалось в сложной денежной ситуации.

Меж тем, строительство второго терминала было заморожено еще на исходном шаге монтажа стальных конструкций. Оскандалившись, старенькое управление аэропорта бежало из страны, а на его место пришел другой управляющий.

Еще одной неувязкой является коррупция.

Ей подвержены не только личные, но и муниципальные аэропорты. Так, совершенно не так давно разразился скандал по поводу платной парковки на привокзальной площади столичного аэропорта. Поначалу Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) наложило штраф на аэропорт, а прокуратура именовала плату за стоянку нелегальной. После уплаты штрафа, тот же АРЕМ разрешил аэропорту с 15 марта 2013 года ввести в эксплуатацию платную автоматическую парковку на 378 машиномест. Автовладельцам предложили кандидатуру – полчаса бесплатной стоянки. Также продолжают работать две другие бесплатные автомобильные стоянки на 130 и 125 машиномест.

Не считая того, этот случай еще раз показал, что с исполнением законов у нас огромные трудности. После того, как прокуратура признала платную стоянку нелегальной, она должна была стать бесплатной. Но АРЕМ, оказывается, может на один год разрешить брать плату за стоянку. Либо АРЕМ выше закона, либо прокуратура свою работу до конца не выполнила.

И самое главное, привокзальные площади в аэропортах развитых государств служат для того, чтоб авто подъезжали к аэропорту и отъезжали. Но не стояли.

Чем сердечко успокоится

По большенному счету, единый оператор всех заморочек штатской авиации в стране не решит. Ранее в качестве такового оператора выступал Комитет штатской авиации (КГА) Минтранскома, на данный момент это будет управляющая компания.

Если власти исходят из старенькой теоремы, согласно которой муниципальный менеджмент наименее эффективен, чем личный, то более высочайшая эффективность личного менеджмента тоже относительна. Тот же личный менеджмент не может сделать порядок и повысить качество услуг в аэропорту Алматы.

А в случае муниципального оператора изменяется "шило на мыло". Если неэффективным оказался КГА Минтранскома, какова гарантия, что муниципальная управляющая компания окажется лучше? Никакой.

То же самое случилось и на стальной дороге. Поначалу ее реформировали, вывели многие сегменты в рыночную среду, а в последние 2 года поначалу возвратили госкомпании жд кассы, вокзалы, а сейчас отдают и более нужные маршруты. И в критериях личного менеджмента, и на данный момент, в критериях муниципального управления качество услуг на стальной дороге остается низким.

Версия 3-я: ни то, ни это. В принципе, власти были обязаны пойти на реформирование штатской авиации. Конкретно в последние годы казахстанские компании стали завсегдатаями темного перечня Евросоюза, случился ряд авиакатастроф, свидетельствующих о низком уровне безопасности полетов. Как и хоть какое поспешное действие, меры властей по реформированию авиации могут оказаться необмысленными и, часто, вредными.

Наиблежайшие 2-3 года покажут, сумеет ли единый оператор выполнить поставленные перед ним задачки. Но никаких реальных предпосылок увеличения свойства предоставляемых услуг и устранения недостатка и высочайшей цены российского авиатоплива пока не наблюдается.

Utaivaet.ru © Промышленнοсть, нοвοе произвοдствο, проблемы в эκонοмике.