«Беря во внимание колоссальную ресурсную базу, которой обладает “Роснефть”, газовый бизнес является одним из главных направлений в работе компании. Главные направления развития газовой стратегии “Роснефти” лежат в зоне соприкосновения ресурсных способностей самой “Роснефти”, ее газовых активов и совместных проектов с ролью других игроков газового рынка, в частности “Итеры”, — произнес агентству “Прайм” представитель компании.
СВОЯ РУКА ВЛАДЫКА
На этой неделе 1-ый вице-президент “Роснефти” Эдуард Худайнатов был назначен генеральным директором — председателем правления нефтегазовой компании (НГК) “Итера”, 51% которой с августа прошедшего года принадлежит “Роснефти”. Неделей ранее Сечин докладывал, что компания увеличивает блок по развитию газовых проектов, которые будут консолидироваться под управлением Худайнатова. А в ноябре он не исключал, что “Итера” может стать оператором всех газовых активов наикрупнейшей русской нефтяной компании.
“Беря во внимание то, что „Роснефть“ является держателем контрольного пакета акций в СП с „Итерой“, то можно гласить о различных вариантах многофункционального взаимодействия и структурного построения устройств реализации газовой стратегии „Роснефти“, — произнес в четверг „Прайму“ представитель компании.
В феврале 2012 года „Роснефть“ и „Итера“ заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого компании вместе работают на газовых активах группы „Итера“ и принадлежащих „Роснефти“ месторождениях Кынско-Часельской группы. В предстоящем планировалась передача в совместную компанию других газовых активов „Роснефти“.
„Главной задачей, которую сейчас ставят перед собой партнеры по совместному предприятию ‘Роснефть’ и ‘Итера’, — создание флагмана русского рынка природного газа. На данный момент, благодаря масштабу бизнеса НК ‘Роснефть’ и познанию рынка газа командой НГК ‘Итера’, у нас есть все способности и ресурсы для заслуги поставленной цели“, — произнес после предназначения нового главы „Итеры“ ее совладелец Игорь Макаров, возглавивший совет директоров НГК.
По систематизации SEC припасы газа „Роснефти“ по итогам прошедшего года выросли в 1,3 раза — до 753 млрд кубометров, в основном за счет приобретения месторождений „Итеры“. Не считая того, компания DeGolyer & MacNaughton провела аудит ресурсов „Роснефти“, которые в 1,5 раза превысили уровень конца 2011 года и достигнули 964 млрд кубометров газа. Рост связан в основном с получением лицензий на участки шельфа Баренцева и Печорского морей.
ТРИ Магических Буковкы — СПГ
Конкретно суровые ресурсы газа на шельфе принудили „Роснефть“ открыто включиться в борьбу за демонополизацию экспорта газа. В феврале на заседании президентской комиссии по ТЭК глава „Роснефти“ в первый раз открыто попросил о либерализации экспорта СПГ, заявив, что практически половина ресурсов компании на шельфе приходится на газ, а это порядка 21 триллиона кубометров, и по закону она должна его добыть.
„Роснефть“ предлагает разрешить экспорт СПГ с месторождений, расположенных отчасти либо стопроцентно в границах морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в Азовском море, а также на полуостровах Ямал и Гыдан в ЯНАО. Конкретно на этих полуостровах работает создатель идеи либерализации экспорта СПГ — наикрупнейший русский независящий производитель газа НОВАТЭК, одним из акционеров которого является узнаваемый русский предприниматель Геннадий Тимченко.
Сечин пообещал, что предлагаемая либерализация экспорта СПГ не нанесет вреда интересам „Газпрома“, так как поставки будут пичкать принципно другие рынки — Азиатско-Тихоокеанского региона, а если туда не придет русский газ, то их займут другие игроки. На рынки АТР издавна собирался выйти „Газпром“, но, видимо из-за отсутствия конкуренции, он был очень нетороплив, в чем его не один раз упрекали специалисты.
„Роснефть“ же, похоже, напротив настроена на резвый итог. В частности, на этой неделе Сечин сказал, что компания и южноамериканская ExxonMobil дискуссируют возможность строительства завода по сжижению газа в рамках проекта Point Thomson на Аляске для поставок в страны АТР, спрос на СПГ в которых к 2018 году практически удвоится. Также „Роснефть“ и Exxon изучают возможность строительства завода СПГ на Сахалине, по словам Сечина, чтоб входить на рынок АТР не только с ресурсами Exxon на Аляске, но также и с ресурсами сахалинских месторождений „Роснефти“.
В начале марта Сечин гласил, что компания уже приступила к переговорам с возможными заинтересованными потребителями о будущих поставках СПГ. Незадолго до этого он провел переговоры в Китае, Стране восходящего солнца и Южной Корее, где в том числе дискуссировал и сотрудничество в сфере СПГ.
ЕВРОПА ПРЕТКНОВЕНИЯ?
Вобщем еще в феврале президент РФ Владимир Путин заподозрил главу „Роснефти“ в лукавстве и выразил опаски, что газ „Роснефти“ все-таки попадет на спотовый рынок Европы.
Замгендиректора по газовым проектам Фонда государственной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что перспективы либерализации экспорта газа из Рф впрямую связаны с тем, отыщут ли лоббисты этой темы адекватное экономическое и политическое обоснование для главы страны.
„На мой взор, опасности тут очень высоки. Предлагаемые в истинное время проекты и идеи в акватории арктических морей будут так либо по другому нацелены на рынок Европы, создавая дополнительное давление на рыночные позиции ‘Газпрома’. Беря во внимание, что правительство высвободило ‘Ямал СПГ’ от НДПИ и экспортной пошлины, и другие СПГ-проекты тоже потребуют существенных преференций, вытеснение трубопроводного русского газа русским же сжиженным газом приведет к прямым потерям бюджета“, — считает эксперт.
По его оценке, при стоимости 400 баксов за тыщу кубометров поставка каждой тонны СПГ изымет из госказны 156 баксов. Планируемая мощность завода НОВАТЭКа на Ямале — 16,5 миллиона тонн. „Даже половина этого газа в Европе значит утрату бюджетом 1,2 млрд баксов. Не говоря уже о том, что ‘Газпром’ по поручению управления страны строит практически новейшую дорогостоящую систему трубопроводных поставок в Европу в обход обычного русского маршрута, который отошел Украине“, — отмечает он.
ШЕЛЬФ РАЗДОРА
В середине марта выяснилось, что конфликт меж „Роснефтью“ и „Газпромом“ есть и по поводу рассредотачивания участков русского шельфа. Правительство на совещании в январе за ранее одобрило выдачу „Роснефти“ и „Газпрому“ лицензий на 12 и 17 участков арктического шельфа соответственно. „Роснефть“ свои участки получила и уже даже завлекла к разработке 7 из их забугорного напарника — южноамериканскую ExxonMobil. Но позже „Роснефть“ подала заявки еще на восемь участков, в том числе на три из тех, что должны быть переданы „Газпрому“. В качестве аргумента „Роснефть“ указала, что „Газпром“ не имеет целей без помощи других разрабатывать ряд месторождений, планируя передать права на их „Газпром нефти“.
Как гласил замглавы Минприроды Денис Храмов, спорные участки находятся в Карском и Восточно-Сибирском морях. Министр природных ресурсов Сергей Донской поначалу произнес, что „Газпрому“ должны быть переданы те участки на арктическом шельфе, которые содержат многообещающие месторождения газа, но в марте свое мировоззрение изменил: компании должны условиться меж собой.
Сечин же заявил, что „Роснефть“ обладает нужной компетенцией и партнерами для добычи как нефти, так и газа на шельфе. Он отметил, что все месторождения на шельфе являются нефтегазовыми, нет жесткого разделения по ресурсам. „Это углеводородные месторождения, и мы в согласовании с обязанностями должны добывать все ресурсы. Мы не можем добыть что-то одно: нужно работать и по нефти, и по газу“, — произнес глава „Роснефти“.
ГАЗ В МОТОРЫ
В собственном пришествии на „Газпром“ „Роснефть“ использовала все направления, в том числе и одну из возлюбленных тем газового холдинга — газомоторное горючее. В четверг „Роснефть“ и компания „Российские машины“ Олега Дерипаски условились о сотрудничестве в области производства и реализации газомоторного горючего в Столичной и Ленинградской областях, Краснодарском крае, а также на главных автомагистралях евро направления.
„До середины апреля будет сотворена особая рабочая группа из представителей ‘Роснефти’ и ‘Российских машин’. В компетенции группы будет находиться выработка концептуальной модели реализации проекта, а также поэтапное выполнение календарного плана работ. Сроки очень сжатые. Предстоит много работы“, — поведал представитель „Роснефти“.
„Роснефть“ разглядит возможность предоставления на собственных АЗС мест для размещения газовых заправочных модулей, а также их обеспечения газом. „Российские машины“ в свою очередь могут предоставить технические решения по модулям компримированного природного газа для АЗС „Роснефти“ и ее „дочек“ в рамках программки развития автотранспорта, работающего на газовом горючем.
„Мы подписали меморандум, который был подготовлен в кратчайшие сроки и предугадывает нашу работу по производству газомоторного горючего в стране на базе технологических решений, которые используются ‘Русскими машинами’. Компания ‘Роснефть’ в свою очередь обеспечит нужным объемом горючего всех потребителей. И потребители газомоторного горючего получат существенную экономию при эксплуатации этих автомобилей“, — заявил Сечин.
Евгения Соколова