Монополист РЖД готов принять личных инвесторов. Правда, на что конкретно предпринимателям предложат дать средства, пока неясно — в генеральной схеме нет определенных данных. В общей трудности необходимы инвестиции в объеме от 2 до 5 трлн рублей.
Почему РЖД несет убытки, просит средств? И куда пойдут личные капиталы в совместных проектах с РЖД, и кому в первую очередь это прибыльно?
РЖД запланировали три пути развития до 2020 года. Практически от самого экономного — за счет собственных средств либо с привлечением госденег — до самого полного — развития с помощью бюджета и личных капиталов. Самые большие проекты: расширение БАМа и Транссиба, развитие Столичного жд узла.
Разговор Якунина с Путиным в пятницу удался, и до 200 миллиардов рублей на развитие БАМа стальные дороги получат. Из запасных фондов. От 156 до 400 миллиардов рублей РЖД планирует привлечь у личных компаний. Быстрее всего, речь идет о проектах в нефтяной отрасли, уверен директор аналитического департамента «Ингосстрах инвестиции» Евгений Шаго: «На самом деле если поглядеть, то у нас не так много месторождений, которые осваивались с привлечением личного капитала,. Если речь идет о горнорудных проектах, то тут можно выделить только проект “Мечела”, где он строит металлическую дорогу за собственный счет, видимо, ближний кандидат на такую роль это проект освоения Удоканского месторождения».
Обладатель Удоканского месторождения меди, «Михайловский ГОК», заходит в холдинг «Металлоинвест» Алишера Усманова. Там всего 30 км от уже имеющейся стальной дороги. Выстроить километр стоит 14 млн рублей, то есть выходит меньше полумиллиарда рублей. Но с миру по нити. С тем же «Мечелом» РЖД ведет переговоры на 40 миллиардов рублей на расширение подъездных путей к порту Ванино. Правда, у компании огромный незапятнанный долг практически 10 миллиардов баксов. Но инфраструктуру строить никто не желает, только в безнадежном положении, считает независящий аналитик Дмитрий Адамидов. Вобщем, по его словам, и РЖД на данный момент не в том положении, чтоб перебирать.
«Ранее у РЖД был грузовой бизнес, и им было отлично, у их в общем-то была позиция такая: вот когда мы сочтем необходимым, тогда и будем строить. Им хватало доходов, реформа случилась, грузовой бизнес ушел, остался пассажирский, или глухо убыточный, или с нулевой рентабельностью, и сейчас нужно заниматься инфраструктурой. Инфраструктура сходу усугубляет денежные характеристики проекта и, естественно, редчайший инвестор не то чтоб под дулом пистолета, но когда осознает что деваться некуда, соглашается финансировать инфраструктуру», — гласит Адамидов.
О понижении доходов на 49 миллиардов рублей в этом году гласит и глава РЖД Владимир Якунин. В частности, эффект от падения погрузки он оценил в 5,5 миллиардов. И сказал президенту, что на данный момент не до капремонта, и он обязан будет сокращать служащих, назвав все общим словом «оптимизация расходов».