В распоряжении «Ъ» оказалось письмо первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» по производству Андрея Калмыкова в адресок главы Интернационального аэропорта Шереметьево (МАШ) Миши Василенко. В документе, датированном 5 апреля, топ-менеджер авиакомпании выражает беспокойство по поводу ситуации, появившейся из-за реконструкции перрона в терминале F. Стройка вызвала недостаток стояночных мест на местности южного комплекса Шереметьево (терминалы D, E, F), потому сервис части рейсов переносится из этих терминалов в северный комплекс (терминалы B и C). По воззрению «Аэрофлота», это приводит к риску задержки отправления рейсов, связанному с доставкой пассажиров и багажа, а также к вероятным «потерям стыковки трансферных пассажиров». Сложившаяся ситуация, пишет государь Калмыков, «плохо оказывает влияние на стиль авиакомпании» и ведет к дополнительным затратам по обслуживанию пассажиров. Потому топ-менеджер «Аэрофлота» предлагает гендиректору Шереметьево переводить рейсы авиакомпании из южного в северный комплексы в последнюю очередь — только после того, как туда будут переведены рейсы других перевозчиков.
В МАШ «Ъ» пояснили, что в марте началась 2-ая очередь реконструкции перрона аэровокзального комплекса Шереметьево-2 (сегодняшний терминал F), которая закончится в июле. 1-ая часть ремонта проводилась с мая по октябрь 2012 года и сопровождалась скандалом. Его предпосылкой стало закрытие на двухнедельный ремонт участка взлетно-посадочной полосы, что, по воззрению «Аэрофлота», спровоцировало массовые многочасовые задержки рейсов. Шереметьево возражало, что задержки не превосходили получаса. Полемика меж топ-менеджерами авиакомпании и аэропорта велась в основном в соц сетях и закончилась только после подписания соглашения о стратегическом партнерстве меж сторонами. Главный договоренностью стала передача «Аэрофлоту» и его партнерам по альянсу Sky Team всего южного терминального комплекса Шереметьево. Но условия соглашения не приглянулись ФАС, по требованию которой они должны быть изменены к концу апреля.
В рамках нового шага реконструкции терминала F в нем запираются 12 стоянок (всего в южном комплексе их 68), северный комплекс употребляется в качестве запасного, в случае нехватки стоянок в южной части. В аэропорту «Ъ» заверили, что ремонтные работы не отразятся на пассажирах. Если самолет совершит посадку в северной части аэропорта (заместо запланированной южной), пассажиров доставят автобусом в терминалы южного комплекса, где они пройдут паспортный контроль и получат багаж. Трудности могут появиться при посадке на севере аэропорта широкофюзеляжных самолетов с большой вместимостью, к примеру Boeing-747. В этом случае для перевозки пассажиров будет нужно несколько автобусов, что может замедлить процесс их обслуживания.
«Аэрофлот» от комментариев отказался. Источники в МАШ отметили, что по запросам «Аэрофлота» в северные терминалы переводилось по 35-40 рейсов в неделю, до сих пор перевозчик не сетовал на дополнительные издержки и о рисках не упоминал. Представитель еще 1-го большого перевозчика МАШ — не входящей в Sky Team компании «Трансаэро» — сказал «Ъ», что авиакомпания заморочек из-за ремонта не испытывает, ее рейсы по-прежнему обслуживаются в терминале F.
Борис Рыбак из Infomost отмечает, что внутренний конфликт меж аэропортом и его перевозчиками всегда находится и препятствует действенному развитию сотрудничества сторон. Но в данном случае его можно разрешить методом переговоров, в ходе которых стороны представят оптимальные резоны заявленных требований, считает эксперт. Управляющий аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «Аэрофлот» своими требованиями пробует вышибить для себя особенные условия в Шереметьево, а конкретно доминирующее положение в южном терминальном комплексе. Попытка сделать это через соглашение о стратегическом сотрудничестве наткнулась на сопротивление ФАС, уточняет эксперт, но «авиакомпания будет и далее всеми силами добиваться хотимого».