<



>> "Газпром" одобрил соглашения с "Газпром нефтью" и НОВАТЭКом по работе "Нортгаза"

>> Биржи АТР закрылись снижением на внутреннем негативе

>> Петербургские строители модернизируют одну из главных автодорог Ашхабада

Украинские дороги могут стать платными

Специалисты обусловили, как это реально.

В Украине еще никогда не было такового большого количества ям на дорогах, как в конце этой зимы. Правительство даже принесло извинения водителям, признав «неудовлетворительное» состояние дорожного покрытия.

Государственное агентство «Укравтодор» на собственном официальном веб-сайте 6 марта заявило, что большая часть транспортных артерий страны не ремонтировались последние 30-40 лет. 90 процентов автотрасс, по данным организации, изношены до критичного состояния и требуют серьезного ремонта.

Для того, чтоб отремонтировать все дороги, по расчетам «Укравтодора», будет нужно чуток ли не полтриллиона гривен, что составляет около 47 миллиардов евро.

В этом году на ликвидацию «зимних последствий», и на запланированные ранее ремонтно-строй работы на трассах правительство собирается выделить практически млрд баксов. Отыскать другие средства Кабинет министров хочет за счет инвестиций.

По данным правительственного портала, Украина готова завлекать на строительство дорог до 30 процентов инвестиций, а сами дороги предлагать бизнесу на критериях концессии.

Цель Кабинета Министров, как заявил 13 марта премьер-министр Николай Азаров, создать длительную программку и выстроить автомагистрали, которые «поставят Украину в один ряд с развитыми странами Европы». В правительстве рассматривают сроки от 5 до 10 лет.

Законы есть, инструментов нет

Станет ли проезд по концессионным дорогам платным либо правительство будет дотировать компании, требуя от их высококачественного обслуживания, пока не ясно. Все нюансы этого нового для дорожного хозяйства Украины направления должны регулировать два закона, принятые в течение последних 4 лет: «О государственно-личном партнерстве» и " О концессии на строительство и эксплуатацию авто дорог". Они, по воззрению доктора экономических наук Натальи Внуковой, пока имеют очень «обобщенный вид» и не содержат верно прописанных инструментов реализации.

«Необходимо создать массу сопроводительной документации. Ведь нет пока ни методик денежных расчетов, ни даже утвержденных форм договоров», — отмечает экономист.

Главный советник Евро банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Антон Усов считает, что для реализации «концессионных планов» потребуются «колоссальные, миллиардные инвестиции, которые могут для себя позволить только массивные компании». Но без реформы «головного дорожного монополиста» — гос службы «Укравтодор» — надеяться на возникновение инвесторов на данный момент рановато.

«Должна пройти некоторая коммерциализация службы. “Укравтодор” должен стать или компанией, или акционерным обществом. На это необходимо, как минимум, два года», — заявил Усов.

А готовы ли водители платить?

Украинские водители уже очень утомились от езды по дорогам, которые быстрее напоминают танковые полигоны. Согласно результатам опроса, которые четыре месяца проводил на собственном веб-сайте независящий информационно-консалтинговый Центр транспортных стратегий, за возможность ездить со скоростью 140-160 км в час, при условии малой платы — не более 1-го евро за проезд по трассе, плату за проезд готовы заносить 76 процентов из 1,4 тыс. опрошенных.

«Категорически против выступили 24 процентов. И это в основном обитатели Киева. В других регионах несогласных может быть больше, но все равно меньше, чем готовых платить», — выделил эксперт центра Игорь Гошовский.

Готовы платить «за качество» и автоперевозчики, уверен Виталий Воронин — президент компании «Воронин и партнеры», занимающейся транспортным, логистическим аудитом и консалтингом.

По словам бизнесмена, если бы в Украине были «хотя бы обычные трассы», расходы перевозчиков на горючее, ремонт «пострадавших от ям и выбоин» машин, ночевки для водителей и компенсации «простоев» могли бы снизиться как минимум на 30 процентов.

Транзитный потенциал

Как заявил 13 марта украинский премьер Азаров, из-за нехороший дорожной инфраструктуры Украина раз в год теряет до 4 процентов ВВП либо примерно 4 миллиардов евро. Передача трасс в концессию поможет «раскрыть» транзитный потенциал, обусловленный географическим положением страны, убеждены в правительстве.

Действенное внедрение транспортных коридоров, связывающих Украину с Европой и Азией, по воззрению старшего советника ЕБРР Антона Усова, могло бы приносить Украине раз в год миллиардные доходы. Президент «Воронин и партнеры» согласен, что рост скорости грузоперевозок значительно воскресит экономику: «Если нет заморочек со снегом, средняя скорость перевозок грузов по стране на данный момент 50 км в час. В Европе грузы движутся, минимум в два раза резвее. Вот вам и разница».

Специалисты считают, что Украина может стать симпатичным транзитным государством при условии грамотного подхода к проектированию и строительству всех дорог, не только концессионных.

Так, по воззрению доктора Харьковского института строительства и архитектуры Валерия Гука, Украине нужно, по наименьшей мере, в 10 раз прирастить плотность собственных дорог. Пока, согласно данным «Укравтодора», этот показатель в стране в четыре раза ниже, чем в примыкающей Польше.

Utaivaet.ru © Прοмышленность, новое прοизводство, прοблемы в экономиκе.