Как стало понятно «Ъ», во вторник в Минтрансе состоялось совещание, на котором рассматривалась новенькая модель субсидирования региональных авиаперевозок. Принципное отличие программки от всех действующих состоит в том, что Минтранс хочет субсидировать авиакомпании, выполняющие определенную программку полетов, вне зависимости от пассажиропотока. На данный момент в рамках всех федеральных проектов (в Приволжском федеральном окружении, на Далеком Востоке и Последнем Севере) авиакомпании получают субсидии за определенных пассажиров, которые оплачивают половину цены билета.
Как пояснили участники встречи, маршрутную сеть будут сформировывать по новейшей программке сами авиакомпании, а не авиационные власти. Пункты предназначения должны находиться в разных субъектах страны и на расстоянии не более 1200 км от узловых аэропортов (в их числе Петербург, Краснодар, Сочи, Пермь, Новосибирск, Сургут, Тюмень). При этом пассажиропоток на этих направлениях не должен превосходить 10 тыс. человек в год. На каждом маршруте будет субсидироваться один авиаперевозчик, который должен делать не наименее 3-х парных рейсов в неделю. Авиакомпании будут отбираться на конкурсной базе. Если на один маршрут претендуют несколько перевозчиков, то ценность отдается компании с меньшей потребностью в субсидиях, выполняющей очень вероятное число рейсов и с большим количеством пассажиров. Свою готовность участвовать в программке уже выразили «Сахалинские авиатрассы», «Ангара», «Полет», «Владавиа» и «Псковавиа».
По окончании программки для предстоящего развития будут отобраны маршруты, принесшие наивысшую эффективность. Таким образом, целью проекта является обеспечение транспортной доступности пт в регионах, а не ценовой доступности билетов для пассажиров. В Минтрансе «Ъ» подтвердили факт проведения совещания. К 1 июня министерство должно представить в правительство предложения по новейшей модели. В 2013 году в бюджете под новейшую программку заложены 1,6 миллиардов руб. Программка продлится с 1 августа по 30 ноября.
Собеседники «Ъ» на региональном авиарынке подчеркивают, что размер субсидий в новейшей программке будет определяться расстоянием и кресельной емкостью самолета. В интересах авиакомпаний предлагать более нужные либо дефицитные маршруты. При этом перевозчики будут минимизировать размер собственных издержек в конечной цены билета и учтут платежеспособность населения региона. Собеседник «Ъ» также отметил определенный экономический риск при освоении новых маршрутов. «Новенькая программка подразумевает выплату субсидий по итогам отчетного периода, но при условии полного выполнения заявленной программки,-- объяснил он.-- Она включает в себя заданную частоту рейсов и расстояние перелетов».
Но невзирая на опасности, участники рынка считают, что новенькая модель более презентабельна, чем, к примеру, действующая в Приволжье. «Авиаторы, работающие над программкой развития региональных авиаперевозок в ПФО, вначале желали сотрудничать на критериях субсидирования маршрута, а не пассажира», — гласит собеседник «Ъ» в одной из региональных авиакомпаний. В рамках пилотного проекта в ПФО пассажир из собственных средств оплачивает 50% расчетного тарифа — в среднем 3255 руб., а остальную часть в равных толиках получат авиакомпании из средств федерального и регионального бюджетов. На программку выделяется 300 млн руб. из федерального бюджета и 300 млн консолидировали из 14 региональных бюджетов. «Субсидировать пассажира нерентабельно, так как требуется высочайшая загрузка каждого рейса,-- гласит источник “Ъ”.-- При раскатке нового маршрута даже 100% субсидирования билета перевозчику не посодействовало бы окупить рейс из-за маленького количества пассажиров».
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что программка ориентирована на экономически активное население, для которого не столько критична цена билета, сколько новые способности перелета в регионах. Если авиакомпании предложат прибыльные маршруты, то в таком случае им гарантирован спрос и размеренная рентабельность. В свою очередь, открытие новых направлений принесет дополнительные налоговые отчисления государству от авиакомпаний и самих аэропортов, что покроет его издержки на субсидии.