>> Японский биржевой индекс Nikkei 225 впервые с 2008 г. поднялся выше 13 000 пунктов

>> Овощеводы Кубани поставят на переработку около 25 тыс. тонн продукции в 2013 году

>> В 2012 году чистая прибыль ГАЗа упала почти в три раза

Как йогурт превратил турецкого эмигранта в американского миллиардера

Развитие событий: Сколько средств америкосы и россияне готовы инвестировать в стартапы →

«Я чувствую себя так, как будто закончил четыре института», — шутит Улюкая на неплохом британском, выступая в собственном просторном кабинете в районе Сохо в Нью-Йорке.

Улюкая — основоположник и исполнительный директор компании Chobani, которая держит под контролем около 20% $6,5-миллиардного йогуртового рынка через 6 лет после пуска проекта. Это самая продаваемая марка йогурта в США. В прошедшем году реализации его греческого йогурта с сывороткой превыcили $1 миллиардов.

В Chobani работает более 2000 служащих. У компании два огромнейших в мире завода по производству йогурта в Нью-Йорке и Айдахо, которые подстегнули развитие местных экономик. Компания также купила завод в Австралии в 2011 г. и на данный момент занимает там третье место на рынке. Планируется расширение бизнеса в Англии в этом году. Состояние Улюкая — $1,1 миллиардов, он в перечне самых богатых людей Forbes.

Его фуррор в бизнесе основан на возвращении к истокам и доверии к кишечному тракту, поддержанному пробиотиками.

Сегодняшнее дело не 1-ое предприятие Улюкая. Он приехал в Нью-Йорк в 1994 г. учить британский язык, но ему так приглянулась жизнь в стране, что он устроился работать на ферме в штате Нью-Йорк. В один прекрасный момент его навещал отец и, когда попробовал сыр, который подавался на завтрак, порекомендовал отпрыску импортировать сыр, который его семья производила в Турции.

Совет оказался дельным. Импортируемый сыр стал популярен, потому Улюкая открыл маленький сырный завод в штате Нью-Йорк в 2002 г., начал создавать мягенький белоснежный сыр и услаждался умеренным фуррором. Но в 2005 г., разбирая почту, натолкнулся на сообщение о продаже стопроцентно оборудованного 90-летнего завода по производству йогурта в Нью-Йорке, который подразумевала закрыть компания Kraft. На последующий денек предприниматель посетил завод. «На оборотном пути я позвонил собственному адвокату», — вспоминает Улюкая. Услышав об идее покупки завода, юрист произнес: «Ты спятил? Нет, ты не покупаешь завод».

Но Улюкая был непреклонен. Получив грант в $1 млн от Администрации малого бизнеса, он купил завод. И привез из Турции в США производителя йогурта Мустафу Догана. Восемнадцать месяцев они провели, пробуя разные южноамериканские и завезенные из других стран версии йогурта и экспериментируя с новым рецептом.

«Существовал стереотип, что америкосы не будут есть йогурт, если он не сладкий и не цветной, — ведает Улюкая. — Совместно с тем америкосы признавали, что им очень нравился йогурт, который они пробовали, когда путешествовали по Европе либо Ближнему Востоку».

Первой компанией, которая представила греческий йогурт на южноамериканский рынок, была Fage в 1998 г. Она до сих пор работает, и у нее есть завод недалеко от Chobani в северной части штата Нью-Йорк. Но Chobani удалось обогнать Fage на рынке. Благодаря не только собственному продукту, но и личности обладателя компании. Улюкая обрисовывает свою компанию Chobani как готовую каждую минутку идти на риск.

В Chobani стали делать йогурты без консервантов и искусственных ароматизаторов и настаивали на том, что молоко для йогуртов должны давать скотины, которых не кормили гормонами, как это делали в США.

Много времени и средств было потрачено и на создание специальной упаковки, не похожей на ту, что использовали южноамериканские производители йогурта.

Но главным игроком стал потребитель. Улюкая настаивал, чтоб его йогурт был представлен в молочном разделе в гипермаркетах: «Мы считали, что это обычный, незапятнанный продукт и он должен быть доступен для всех».

В итоге реализации пошли отлично — 100 000 йогуртов в неделю. Но Улюкая решил прирастить реализации в четыре раза. Его сотрудники стали ездить на ярмарки, раздавая эталоны. Рекламировать свою продукцию Улюкая начал только в 2011 г.

Даже на данный момент, когда компания расширяется, Улюкая гласит, что его главной стратегией было не мыслить о баксах. Необходимо мыслить об успехе и о том, что делаешь жизнь людей вкуснее.

FT, 9.04.2013, Екатерина Кравченко



Utaivaet.ru © Промышленнοсть, нοвοе произвοдствο, проблемы в эκонοмике.