Развитие событий: Сколько средств америкосы и россияне готовы инвестировать в стартапы →
«Я чувствую себя так, как будто закончил четыре института», шутит Улюкая на неплохом британском, выступая в собственном просторном кабинете в районе Сохо в Нью-Йорке.
Улюкая основоположник и исполнительный директор компании Chobani, которая держит под контролем около 20% $6,5-миллиардного йогуртового рынка через 6 лет после пуска проекта. Это самая продаваемая марка йогурта в США. В прошедшем году реализации его греческого йогурта с сывороткой превыcили $1 миллиардов.
В Chobani работает более 2000 служащих. У компании два огромнейших в мире завода по производству йогурта в Нью-Йорке и Айдахо, которые подстегнули развитие местных экономик. Компания также купила завод в Австралии в 2011 г. и на данный момент занимает там третье место на рынке. Планируется расширение бизнеса в Англии в этом году. Состояние Улюкая $1,1 миллиардов, он в перечне самых богатых людей Forbes.
Его фуррор в бизнесе основан на возвращении к истокам и доверии к кишечному тракту, поддержанному пробиотиками.
Сегодняшнее дело не 1-ое предприятие Улюкая. Он приехал в Нью-Йорк в 1994 г. учить британский язык, но ему так приглянулась жизнь в стране, что он устроился работать на ферме в штате Нью-Йорк. В один прекрасный момент его навещал отец и, когда попробовал сыр, который подавался на завтрак, порекомендовал отпрыску импортировать сыр, который его семья производила в Турции.
Совет оказался дельным. Импортируемый сыр стал популярен, потому Улюкая открыл маленький сырный завод в штате Нью-Йорк в 2002 г., начал создавать мягенький белоснежный сыр и услаждался умеренным фуррором. Но в 2005 г., разбирая почту, натолкнулся на сообщение о продаже стопроцентно оборудованного 90-летнего завода по производству йогурта в Нью-Йорке, который подразумевала закрыть компания Kraft. На последующий денек предприниматель посетил завод. «На оборотном пути я позвонил собственному адвокату», вспоминает Улюкая. Услышав об идее покупки завода, юрист произнес: «Ты спятил? Нет, ты не покупаешь завод».
Но Улюкая был непреклонен. Получив грант в $1 млн от Администрации малого бизнеса, он купил завод. И привез из Турции в США производителя йогурта Мустафу Догана. Восемнадцать месяцев они провели, пробуя разные южноамериканские и завезенные из других стран версии йогурта и экспериментируя с новым рецептом.
«Существовал стереотип, что америкосы не будут есть йогурт, если он не сладкий и не цветной, ведает Улюкая. Совместно с тем америкосы признавали, что им очень нравился йогурт, который они пробовали, когда путешествовали по Европе либо Ближнему Востоку».
Первой компанией, которая представила греческий йогурт на южноамериканский рынок, была Fage в 1998 г. Она до сих пор работает, и у нее есть завод недалеко от Chobani в северной части штата Нью-Йорк. Но Chobani удалось обогнать Fage на рынке. Благодаря не только собственному продукту, но и личности обладателя компании. Улюкая обрисовывает свою компанию Chobani как готовую каждую минутку идти на риск.
В Chobani стали делать йогурты без консервантов и искусственных ароматизаторов и настаивали на том, что молоко для йогуртов должны давать скотины, которых не кормили гормонами, как это делали в США.
Много времени и средств было потрачено и на создание специальной упаковки, не похожей на ту, что использовали южноамериканские производители йогурта.
Но главным игроком стал потребитель. Улюкая настаивал, чтоб его йогурт был представлен в молочном разделе в гипермаркетах: «Мы считали, что это обычный, незапятнанный продукт и он должен быть доступен для всех».
В итоге реализации пошли отлично 100 000 йогуртов в неделю. Но Улюкая решил прирастить реализации в четыре раза. Его сотрудники стали ездить на ярмарки, раздавая эталоны. Рекламировать свою продукцию Улюкая начал только в 2011 г.
Даже на данный момент, когда компания расширяется, Улюкая гласит, что его главной стратегией было не мыслить о баксах. Необходимо мыслить об успехе и о том, что делаешь жизнь людей вкуснее.
FT, 9.04.2013, Екатерина Кравченко