Предложения разработаны рабочей группой, существовавшей при ФАС в первом полугодии 2012 года, уточнил начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг. По его словам, речь идет не о распространении регулирования на сотовые сети, а о его отмене для фиксированных сетей связи. «Есть норма, запрещающая сдерживать переход рынка от естественной монополии в состояние конкуренции. Пора прекращать в части “голоса” рассматривать рынки сотовой и фиксированной связи по отдельности»,-- гласит государь Рутенберг.
Правительство, куда ФАС передало свои предложения, разглядело их и попросило представить свое мировоззрение в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), Минэкономразвития и Минкомсвязи, уточнил Дмитрий Рутенберг.
Плата за приземление либо окончание вызова появляется, когда звонок идет по сетям нескольких операторов. К примеру, по имеющимся правилам звонок от абонента фиксированной связи в Москве абоненту фиксированной связи в Санкт-Петербурге должен проходить так: сеть местной связи Москвы — сеть зоновой связи Столичной области — междугородная сеть — зоновая сеть Ленинградской области — местная сеть Санкт-Петербурга. Междугородный оператор, получивший плату с вызывающего абонента за таковой звонок, должен выплатить часть операторам Москвы и области за инициацию вызова, а операторам Ленинградской области и Санкт-Петербурга — за окончание вызова. При этом правительство регулирует цены на межоператорские услуги только для существенных операторов (фиксированный оператор, занимающий более 25% номерной емкости в определенном регионе; в Москве — это МГТС, в Санкт-Петербурге — «Ростелеком»). К примеру, у МГТС цена окончания вызова приравнивается 0,25-0,38 руб. При этом цена приземления вызова на сотовых сетях составляет 0,95-1,05 руб.
По итогам 2012 года выручка «Ростелекома» от услуг местной связи составила 85,7 миллиардов руб., внутризоновой — 18,8 миллиардов руб., междугородной и интернациональной связи — 20,4 миллиардов руб. Выручка МГТС от услуг связи за тот же период составила 26,8 миллиардов руб.
В ФСТ согласны с необходимостью пересмотра платы за приземление. «Нужно пересмотреть принципы ценообразования на услуги по пропуску трафика, так как в отдельных случаях цены на их превосходят тарифы на услуги телефонной связи, предоставляемые конечным юзерам»,-- сказали в пресс-центре службы. В то же время, отмечают в ФСТ, анализ забугорной практики указывает, что ценообразование на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика подлежит муниципальному регулированию.
В Минкомсвязи заявили, что «оптимизация пропуска трафика — одна из задач в рамках “дорожной карты” “Развитие конкуренции и улучшение антимонопольного законодательства”». В министерстве хотят инициировать конфигурации в приказ N98, регулирующий схему пропуска трафика. В Минэкономразвития считают вероятной отмену ценового регулирования для фиксированных операторов в принципе. «Согласно “дорожной карте” “Развитие конкуренции…”, в 2013 году нужно провести анализ рынков услуг телефонной связи на местности отдельных муниципалитетов и субъектов, а также оценить необходимость пуска пилотных проектов с прекращением тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи»,-- сказали в пресс-службе министерства.
«Мы за выравнивание тарифов на окончание вызова как для фиксированных, так и для мобильных сетей»,-- гласит сотрудник департамента наружных коммуникаций «Ростелекома» Валерий Костарев. Но в МТС (держит под контролем МГТС) считают, что отмена регулирования может плохо отразиться на тарифах. «С учетом сохранения монополии на предоставление услуг фиксированной связи в отдельных регионах дерегулирование цен на окончание вызова может привести к безосновательному увеличению тарифов со стороны монополистов. Это, в свою очередь, может стать предпосылкой увеличения цен вызовов на эти сети для абонентов»,-- считает пресс-секретарь МТС Ира Агаркова. С таким воззрением согласны в компании «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ).
Вобщем, один из участников рынка уверен, что отмена регулирования не приведет к значимым изменениям, так как «операторы будут бояться ФАС, которая может узреть в повышении цен нарушение антимонопольного законодательства и наложить обратный штраф».