>> В Бердянске на ремонт ливнестоков необходимо более 20 млн. грн

>> Имущество "Вагонмаша" арестовано за миллионные долги перед работниками

>> Правительство утвердило план ограничения роста цен на электроэнергию

Дальневосточные порты ищут свободную зону

Правительство решило провоцировать развитие морских портов Далекого Востока через создание особенных экономических зон (ОЭЗ). Не считая расширения ОЭЗ «Русская Гавань» до порта Ванино, решение по которому практически принято, Минэкономики по поручению Дмитрия Медведева разглядит вопрос о еще одной зоне — в порту Восточный и бухте Троицы. Восточный не в первый раз пробует получить статус ОЭЗ, и в прошедший раз ему было отказано. Но у проекта появились новые лоббисты. На данный момент в нем заинтересованы УГМК, Global Ports и группа «Сумма», которые желают развивать терминалы в этих портах.
Минэкономики вместе с администрацией Приморского края разглядит вопрос о разработке ОЭЗ портового типа в порту Восточный и бухте Троицы, сказал источник «Ъ» в правительстве. В министерстве подтвердили, что есть соответственное поручение премьера Дмитрия Медведева, работа начнется «после представления администрацией Приморского края соответственных документов».

Для резидентов портовых ОЭЗ обнуляются налоги на имущество, землю, транспортный налог. Дополнительно региональные власти могут добавить льготу по налогу на прибыль. Зарубежные продукты (оборудование, сырье, стройматериалы) располагаются и употребляются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Посреди других преференций — выкуп земляного участка по льготной стоимости, строительство инфраструктуры за счет страны. Для получения статуса резидента необходимо предложить профильный для зоны вкладывательный проект.

На Далеком Востоке уже есть портовая ОЭЗ «Совгавань». В Минэкономики уточнили, что «практически решен» вопрос о ее расширении до порта Ванино, в чем заинтересованы «Мечел», Геннадий Тимченко и Руслан Байсаров, которые желают там строить кэптивные угольные терминалы. Но есть несколько нерешенных вопросов. Так, будут вноситься конфигурации в нормативную базу: пока портовые ОЭЗ можно создавать только на участках, которые имеют общую границу либо объединены акваторией 1-го порта, при этом их площадь должна составлять не более чем 50 кв. км.

Моисей Фурщик, управляющий партнер «Денежного и организационного консалтинга» (компания консультирует власти Хабаровского края по расширению портовой ОЭЗ «Совгавань»), отмечает, что порт Восточный уже издавна претендует на статус экономической зоны. «Заявка подавалась еще в 2008 году, но тогда Минэкономики ее отклонило, отдав предпочтение “Совгавани”. На данный момент проекты полностью могут развиваться параллельно»,-- отметил эксперт. В Минэкономики молвят, что заявка на создание ОЭЗ в порту Восточный в 2008 году не соответствовала требованиям законодательства.

В разработке ОЭЗ в Восточном заинтересован в первую очередь «Кузбассразрезуголь» (заходит в УГМК Искандара Махмудова и его партнеров). Он держит под контролем в порту Восточный наикрупнейший в стране угольный терминал — ОАО «Восточный порт» (в 2012 году перевалка составила 18 млн тонн). На данный момент начинается строительство третьего перегрузочного комплекса, в итоге общая пропускная способность вырастет к 2019 году до 35 млн тонн. Не считая того, структуры близкой к УГМК «Трансгрупп» до последнего времени контролировало ОАО «Морской порт в бухте Троицы», которое занимается, в частности, перегрузкой автомобилей и планировало выстроить в порту контейнерный терминал. В порту Восточный есть актив и у Global Ports — Восточная стивидорная компания. Это контейнерный терминал на 550 тыс. TEU в год и угольный — на 1 млн тонн. У компании есть возможность прирастить мощность контейнерного терминала до 2,2 млн TEU, угольного — до 3 млн тонн. Развитие будет идти по «мере росте спроса». «Транснефти» в Восточном принадлежит спецморнефтепорт Козьмино мощностью перевалки 15 млн тонн нефти в год. В госкомпании заявили, что еще не обусловились с перспективами этого актива.

Но больше всех от сотворения ОЭЗ может выиграть группа «Сумма». В бухте Троицы она желает выстроить зерновой терминал в рамках совместного проекта с Объединенной зерновой компанией. О проекте было заявлено на саммите АТЭС во Владивостоке, «Сумма» договорилась о кредите с ВЭБом. Объем инвестиций в проект глава ВЭБа Владимир Дмитриев оценил в 8 миллиардов руб., общая мощность перевалки — до 11 млн тонн зерна в год. Вчера в ВЭБе заявили, что по-прежнему заинтересованы в проекте. Но, добавил источник в госкорпорации, «после саммита никаких движений со стороны “Суммы” не было». Не считая того, у «Суммы» есть участок земли в порту Восточный. Глава группы Зиявудин Магомедов в 2011 году гласил, что там планируется выстроить терминал мощностью 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Объем вложений оценивался приблизительно в 9-10 миллиардов руб. Но этот проект пока также не реализуется. Источник в «Сумме» заверил, что ни от 1-го проекта группа не отрешается, при этом просчитывала их экономику без учета сотворения ОЭЗ. Если появится зона, добавил собеседник «Ъ», это станет дополнительным плюсом.

Евгений Тимошинов



Utaivaet.ru © Промышленнοсть, нοвοе произвοдствο, проблемы в эκонοмике.