О выходе из простаивающей авиакомпании Red Wings Александр Лебедев сказал вчера в собственном блоге: «Я подписал документы о продаже 100% акций Red Wings группе инвесторов за рубль». «Ъ» он объяснил, что предстоящий обычный авиакомпании востребует вливания дополнительных средств, а «к этому никто не готов». Государь Лебедев отказался раскрыть новых собственников, заявив, что в наиблежайшие деньки «они сами объявятся». Источники на рынке не исключают, что покупатели могут быть связаны с бизнесменом Олегом Тиньковым, который в начале марта сказал о «запуске авиакомпаниии Tinkoff Airlines» (ее презентация должна состояться 11 апреля, до этого момента никакие подробности не раскрываются). По версии других источников «Ъ», Red Wings могла приобрести группа «Гута». Ее представитель от комментариев отказался.
Перед продажей государь Лебедев освободил Red Wings по последней мере от части долгов. Он поменял свои 25,8% акций лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) на два транспортных самолета Ан-124 (их на данный момент эксплуатирует воронежский «Полет») и на списание задолженности по лизинговым платежам за семь самолетов Ту-204, из которых состоял парк Red Wings. Сумма долга превосходила 1,5 миллиардов руб. Ан-124 будут находиться на балансе принадлежащей Александру Лебедеву Государственной запасной компании, которая сдаст их в лизинг. Обладатель «Полета» Анатолий Карпов уверен, что эксплуатантом самолетов остается его компания, а условия лизинга не поменяются. В ИФК уточнили, что сделку еще должен одобрить ее совет директоров. Самолеты самой Red Wings на данный момент находятся у ИФК, которая готова возобновить сотрудничество, если авиакомпания опять заработает.
Red Wings базирована в 1999 году. По итогам 2012 года перевезла 817 тыс. пассажиров (17-е место в Рф). Парк Red Wings состоял из 7 Ту-204. По словам Александра Лебедева, выручка Red Wings в 2012 году — 4,5 миллиардов руб.
Государь Лебедев в первый раз обнародовал планы по продаже Red Wings группе инвесторов в середине марта. Тогда предприниматель заявил, что из-за остановки авиакомпании 4 февраля она терпит большие убытки — около 300 млн руб. в месяц. Росавиация приняла решение о приостановке деяния сертификата эксплуатанта Red Wings по итогам внеплановой проверки в январе — после серии инцидентов, самым звучным из которых стал выезд 1-го из самолетов компании за пределы взлетной полосы во Внуково 29 декабря прошедшего года, что привело к смерти 5 человек.
Уже 11 февраля Red Wings попросила возобновить действие сертификата, заявив, что убрала нарушения. Но по итогам анализа отчета перевозчика 1 апреля Росавиация отказала Red Wings в возобновлении полетов. Ведомство сочло, что «выполненные перевозчиком мероприятия не подтверждают устранения нарушений в полном объеме». В частности, пояснили «Ъ» в ведомстве, «не были использованы достаточные административные меры» в отношении управления Red Wings, несущего ответственность за управление безопасностью полетов. Не считая того, Росавиация напомнила Red Wings о замечаниях, которые были выявлены в процессе расследования катастрофы Межгосударственным авиационным комитетом. В частности, в декабре 2012 года в ходе выполнения всех полетов Red Wings с разными экипажами (всего их было 76) были вскрыты замечания, подобные тем, что зафиксированы после катастрофы.
В Росавиации молвят, что при условии устранения всех нарушений Red Wings полностью может подать повторную заявку на возобновление сертификата, но при этом будет предана «еще более детализированной и долговременной проверке».
Участники рынка считают, что, невзирая на наличие маршрутной сети, сертификата и штата, Red Wings вряд ли возобновит полеты, в особенности с учетом сильного удара по стилю после катастрофы. Борис Рыбак из Infomost считает, что бизнес-модель Red Wings, связанная с внедрением 1-го вида самолетов, не поддерживается никем из участников рынка. Потому, считает эксперт, «тривиальные достоинства при приобретении перевозчика отыскать трудно». По воззрению главы аналитической службы «Авиапорт» Олега Пантелеева, Red Wings можно было бы развивать, ориентируясь на туристскую ветвь, но вместе с большим туроператором. Если новый обладатель докупит самолеты, добавляет эксперт, то полностью может выйти в низкобюджетный сектор перевозок.