Компании разработчики фаворитных приложений для телефонов и планшетов все почаще докладывают о программках-клонах, либо просто подделках, с помощью которых нерадивые программеры пробуют перехватить часть юзеров и доходов на этом многообещающем рынке. Такие подражатели не только наносят вред бизнесу и брендам разработчиков приложений, но время от времени и делают опасность для юзеров, так как в программках-клонах могут содержаться вредные коды и вирусы. Обладатели онлайн-магазинов приложений пробуют биться с распространением такового непонятного софта, но стопроцентно искоренить его пока не удается.
От клонов мучается, в частности, калифорнийская компания WhatsApp, разработчик пользующегося популярностью сервиса обмена сообщениями. После выпуска этого приложения в 2009 г. его скачали сотки миллионов раз, но, когда оно достигнуло пика популярности, сотрудники WhatsApp стали то и дело обнаруживать программки, «заимствующие» ее элементы вплоть до наименования. К примеру, в онлайн-магазине приложений Гугл Play обнаружились программки Whatsapp Nearby, Whatsapp Friends и Whatsapp Add Me, не имеющие никакого дела к самой WhatsApp. Их разработчики очевидно рассчитывали извлечь выгоду из популярности мессенджера WhatsApp и не прогадали: три приложения уже насчитывают сотки тыщ скачек.
«Для нас это становится суровой неувязкой, сетует топ-менеджер WhatsApp Неерадж Арора. Мучается наш бренд, создается неурядица, сокращаются доходы». Какой конкретно вред терпит выручка WhatsApp, Арора не уточняет.
В магазине приложений Apple AppStore мессенджер WhatsApp стоит $0,99, в Гугл Play эта программка предлагается безвозмездно в течение первого года, а потом юзер должен платить по $0,99 в год. Безвозмездно распространяются и многие программки с клонированными наименованиями, но их разработчики все-таки зарабатывают за счет показа рекламы в этих приложениях. Более нередко, по словам ряда разработчиков, программки-копии встречаются в онлайн-магазине Гугл Play.
Юристы WhatsApp нередко обращаются к обладателям онлайн-магазинов с требованием исключить из их ассортимента подделки. Но на удаление нерадивых программ время от времени уходят месяцы. Многие компании пробуют решить подобные трудности, подавая иски в суды. В частности, Electronic Arts обвинила разработчика онлайн-игр Zynga в том, что та в игре The Ville практически скопировала игру EA The Sims. Zynga именовала обвинения несостоятельными, а в марте 2013 г. конфликт был улажен во внесудебном порядке.
О реальном количестве разработчиков программ-клонов и о том, сколько они зарабатывают, понятно не достаточно, но ясно, что способы их действий очень многообразны. Некие из их копируют только отдельные образы и оформительские решения либо элементы заглавий фаворитных приложений. Другие с помощью особых инструментов копируют приложения фактически полностью, заменяя только встроенную рекламу и перенаправляя таким образом валютные потоки в свою сторону. Кто-то, не наслаждаясь обычным копированием, еще и встраивает в свои копии вредный код, который потом может автоматом рассылать с телефона жертвы дорогостоящие текстовые сообщения.
«С возникновением хоть какой новейшей технологии находятся и новые методы мошенничества», гласит Кевин Махаффи, один из основоположников компании Lookout, разрабатывающей программные средства защиты. В качестве примера он приводит «троянец», обнаруженный в клоне программки Angry Birds Space для операционной системы Android.
Применены материалы WSJ