Владивосток, 16 апреля, PrimaMedia
Минэкономики вместе с администрацией Приморского края разглядит вопрос о разработке особенных экономических зон (ОЭЗ) портового типа в порту Восточный и в бухте Троицы. В министерстве подтвердили, что есть соответственное поручение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, работа начнется «после представления администрацией Приморского края соответственных документов», докладывает деловое издание «КоммерсантЪ».
Правительство решило провоцировать развитие морских портов Далекого Востока через создание ОЭЗ. Не считая расширения ОЭЗ «Русская Гавань» до порта Ванино, решение по которому практически принято, Минэкономики по поручению Дмитрия Медведева разглядит вопрос о еще одной зоне — в порту Восточный и бухте Троицы. Восточный не в первый раз пробует получить статус ОЭЗ, и в прошедший раз ему было отказано. Но у проекта появились новые лоббисты. На данный момент в нем заинтересованы УГМК, Global Ports и группа «Сумма», которые желают развивать терминалы в этих портах.
Для резидентов портовых ОЭЗ обнуляются налоги на имущество, землю, транспортный налог. Дополнительно региональные власти могут добавить льготу по налогу на прибыль. Зарубежные продукты (оборудование, сырье, стройматериалы) располагаются и употребляются без уплаты таможенных пошлин и НДС. Посреди других преференций — выкуп земляного участка по льготной стоимости, строительство инфраструктуры за счет страны. Для получения статуса резидента необходимо предложить профильный для зоны вкладывательный проект.
На Далеком Востоке уже есть портовая ОЭЗ «Совгавань». В Минэкономики уточнили, что «практически решен» вопрос о ее расширении до порта Ванино, в чем заинтересованы «Мечел», Геннадий Тимченко и Руслан Байсаров, которые желают там строить кэптивные угольные терминалы. Но есть несколько нерешенных вопросов. Так, будут вноситься конфигурации в нормативную базу: пока портовые ОЭЗ можно создавать только на участках, которые имеют общую границу либо объединены акваторией 1-го порта, при этом их площадь должна составлять не более чем 50 кв. км.
Управляющий партнер «Денежного и организационного консалтинга Моисей Фурщик (компания консультирует власти Хабаровского края по расширению портовой ОЭЗ “Совгавань”) отмечает, что порт Восточный уже издавна претендует на статус экономической зоны. “Заявка подавалась еще в 2008 году, но тогда Минэкономики ее отклонило, отдав предпочтение „Совгавани“. На данный момент проекты полностью могут развиваться параллельно”,— отметил эксперт. В Минэкономики молвят, что заявка на создание ОЭЗ в порту Восточный в 2008 году не соответствовала требованиям законодательства.
В разработке ОЭЗ в Восточном заинтересован в первую очередь “Кузбассразрезуголь” (заходит в УГМК Искандара Махмудова и его партнеров). Он держит под контролем в порту Восточный наикрупнейший в стране угольный терминал — ОАО “Восточный порт” (в 2012 году перевалка составила 18 млн тонн). На данный момент начинается строительство третьего перегрузочного комплекса, в итоге общая пропускная способность вырастет к 2019 году до 35 млн тонн. Не считая того, структуры близкой к УГМК “Трансгрупп” до последнего времени контролировало ОАО “Морской порт в бухте Троицы”, которое занимается, в частности, перегрузкой автомобилей и планировало выстроить в порту контейнерный терминал. В порту Восточный есть актив и у Global Ports — Восточная стивидорная компания. Это контейнерный терминал на 550 тыщ TEU в год и угольный — на 1 млн тонн. У компании есть возможность прирастить мощность контейнерного терминала до 2,2 млн TEU, угольного — до 3 млн тонн. Развитие будет идти по “мере росте спроса”. “Транснефти” в Восточном принадлежит спецморнефтепорт Козьмино мощностью перевалки 15 млн тонн нефти в год. В госкомпании заявили, что еще не обусловились с перспективами этого актива.
Но больше всех от сотворения ОЭЗ может выиграть группа “Сумма”. В бухте Троицы она желает выстроить зерновой терминал в рамках совместного проекта с Объединенной зерновой компанией. О проекте было заявлено на саммите АТЭС во Владивостоке, “Сумма” договорилась о кредите с ВЭБом. Объем инвестиций в проект глава ВЭБа Владимир Дмитриев оценил в 8 миллиардов рублей, общая мощность перевалки — до 11 млн тонн зерна в год. Вчера в ВЭБе заявили, что по-прежнему заинтересованы в проекте. Но, добавил источник в госкорпорации, “после саммита никаких движений со стороны „Суммы“ не было”. Не считая того, у “Суммы” есть участок земли в порту Восточный. Глава группы Зиявудин Магомедов в 2011 году гласил, что там планируется выстроить терминал мощностью 15 млн тонн угля и 3 млн тонн генеральных грузов в год. Объем вложений оценивался приблизительно в 9-10 миллиардов рублей. Но этот проект пока также не реализуется. Источник в “Сумме” заверил, что ни от 1-го проекта группа не отрешается, при этом просчитывала их экономику без учета сотворения ОЭЗ. Если появится зона, добавил собеседник “Ъ”, это станет дополнительным плюсом.
Напомним, что развитие портовой инфраструктуры на Далеком Востоке стало одним из 4 приоритетных проектов Министерства регионального развития РФ, на эти цели из федерального бюджета будет нужно выделить около 25 миллиардов рублей.