Вчера государственный авиаперевозчик Армении «Армавиа» объявил о том, что с 1 апреля приостанавливает полеты и начинает функцию банкротства. В сообщении отмечается, что «обладатель “Армавиа” в течение 3-х лет вкладывал средства из других бизнесов для поддержания ее развития, но на нынешний денек ситуация такая, что продолжать работу таким образом нет способности». В пресс-службе пояснили, что полная отмена рейсов началась 29 марта: из интернационального аэропорта Еревана Звартноц не вылетели самолеты в Москву, Краснодар и Дубай. Собеседник «Ъ» добавил, что пассажирам возвратят средства за билеты с датой после 1 апреля, для этого нужно обратиться в пункт реализации билетов.
Русские пассажиры, вылетающие рейсами «Армавиа» до 1 апреля, сумеют пересесть на паритетные рейсы «Аэрофлота», «Сибири» и «ЮТэйр». В Росавиации пояснили, что эти перевозки не будут безвозмездными: билеты на рейсы российских авиакомпаний пассажирам следует получать за собственный счет, так как «Армавиа» является зарубежным резидентом. В «Сибири» отметили, что при высочайшем спросе на русские направления авиакомпания готова выделить самолеты большей вместимости.
«Армавиа» сотворена в 1996 году армянским предпринимателем Мишей Багдасаровым и русской авиакомпанией «Сибирь». В 2005 году компания перебежала под контроль Mika Limited государя Багдасарова, выкупившего 70% акций у «Сибири». Делала более 100 рейсов в неделю по более чем 40 фронтам в 20 государств мира. Парк «Армавиа» состоит из 2-ух самолетов А320, 3-х Bombardier CRJ-200 LR и 3-х Boeing 737-55S. Денежные и операционные характеристики не раскрываются.
О том, что «Армавиа» находится на грани банкротства, стало понятно в четверг. Управляющий головного управления штатской авиации Армении Артем Мовсисян сказал, что компания не обладает финансовыми средствами для продления контракта государственного авиаперевозчика и не может выполнить обязательства, поставленные государством. Срок контракта с правительством о получении эксклюзивных прав государственного перевозчика у «Армавиа» исходил 22 апреля, но за продлением лицензии компания так и не обратилась.
На данный момент долг «Армавиа» только перед Росавиацией, банками и аэропортами составляет около $25 млн. У компании есть просроченная задолженность перед Росавиацией за январь за предоставленное аэронавигационное сервис в размере более чем $288 тыс. Представитель Внуково сказал «Ъ», что долг «Армавиа» перед аэропортом за сервис составляет порядка 44,3 млн руб. В 2012 году компания делала три рейса Москва--Ереван--Москва, в 2013 году — два, перевезя за 1-ые два месяца во Внуково 15 тыс. пассажиров. В Домодедово, куда в 2012 году «Армавиа» делала один каждодневный рейс и перевезла 85 тыс. пассажиров, не дали информацию о финансовом статусе авиакомпании-напарника. По данным представителя «Базэл аэро» («Армавиа» летала в Краснодар и Сочи), задолженность компании перед аэропортами холдинга составляет около 900 тыс. руб. Не считая того, у «Армавиа» есть долги перед топливно-заправочными комплексами аэропортов.
Кредиторами авиакомпании являются и русские банки. По сведениям источников «Ъ», задолженность перед ВЭБом не превосходит нескольких миллионов рублей. ВТБ пробует возвратить через трибунал средства, выделенные компании и Mika Limited на рефинансирование кредитов, взятых на покупку самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), сумма иска — $22 млн. Представители банков от комментариев отказались. «Армавиа» использовала SSJ 100 с апреля 2011 года, но так и не выплатила «Штатским самолетам Сухого» около $4 млн за недофинансирование сделки, плановое техобслуживание и негарантийные работы.
Управляющий аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что банкротство «Армавиа» стало следствием неискусного управления авиабизнесом и беспорядочным формированием как парка самолетов, так и сети маршрутов. «Армавиа» не воплотила потенциал, связанный с наличием армянских диаспор по всему миру, а также с географическим положением страны, считает он, но эти причины в наиблежайшее время привлекут на место компании нового перевозчика.